Сьогодні: 29 березня 2024, 02:34




Відповісти  [ 1 повідомлення ] 
 Предрассудки — неотъемлемая часть познания 
Автор Повідомлення
Адміністратор

З нами з: 19 травня 2009, 01:31
Повідомлень: 810
Звідки: Україна
Повідомлення Предрассудки — неотъемлемая часть познания
Предрассудки встречаются не только у людей, но и у животных и являются частью сложного когнитивного механизма, обеспечивающего выживание.

Биологи-исследователи Кевин Эббот и Томас Шеррат из Карлтонского университета в Оттаве (Канада) провели исследование механизмов возникновения, сохранения и исчезновения предрассудков у животных и людей.

Предрассудок — совершение субъектом в некоей ситуации действия, не оказывающего влияния на исход ситуации, — многие исследователи классифицируют как плохо адаптирующуюся реакцию (maladaptive behaviour). Рассматривать предрассудки по-другому трудно — если только не брать вместо единичного события сериальные и не давать субъекту хотя бы ограниченной свободы выбора.

Эксперимент известного психолога-бихевиориста Бёрреса Скиннера, который он провёл над голубями в 1948 году, был сериальным, но свободы выбора полуголодным птицам не давал. Через постоянно увеличивавшиеся промежутки времени перед голубями на несколько секунд открывались кормушки, но, несмотря на увеличение промежутков, птицы во время них всё так же кружились, ворковали и дёргали головами (то есть не пытались сменить поведение).

Как отметил в 1977 году психолог из Аризонского университета Питер Киллин, птицы поступили к Скиннеру с закреплёнными представлениями и привычками. (Покормите голубей в парке, и вы увидите, что между порциями крошек, которые в них летят, они ведут себя как голодные голуби Скиннера: воркуют, дёргают головами и кружатся. Не поручимся, по часовой стрелке или против.) В экспериментах Киллина голуби реабилитировали себя, выказав сообразительность: получив соответствующую возможность, они проявили способность отличать ситуации, на исход которых не могли влиять, от ситуаций, поддававшихся реальному контролю, — почти настолько же хорошо, как люди.

В 2009 году эволюционные биологи Кевин Фостер (Гарвардский университет) и Ханна Кокко (Университет Хельсинки) предложили рациональное объяснение предрассудков как малозатратных действий, совершаемых субъектом в ситуациях с вероятностью нежелательного исхода. Мышь прячется в нору при любом шорохе, потому что она предполагает: дескать, есть определённая вероятность, что рядом лиса (сравните с «лучше перекланяться, чем недокланяться» и словами тов. Сикорски из «Жука в муравейнике» Стругацких: «Если у нас есть основания предполагать, что рядом объявился чёрт с рогами, мы обязаны наладить промышленное производство святой воды»).

Разнообразные эксперименты Эббота и Шеррата на людях и животных (2011 год) были построены по умозрительной модели, называемой создателями «двуручным бандитом». Представьте себе игровой автомат с окошками, в которых выскакивают вишенки, семёрочки и пр., — только не с одним, а с двумя рычагами; вам нашептали, что дёрганье за левый рычаг должно принести определённые дивиденды, а насчёт правого ничего неизвестно.

По Эбботу и Шеррату предрассудки — следствия наличия у людей и животных адаптивного механизма обучения, который помогает избежать двух видов ошибок: отказа от эксплуатации существующей причинно-следственной связи (вдруг вы дёрнете за правый рычаг, а выигрыш выпал бы при использовании левого?) и попытки эксплуатации несуществующей причинно-следственной связи (а вдруг работа с непознанным правым рычагом вообще безвыигрышна?). Субъект распределяет свои усилия между эксплуатацией «проверенных схем» и исследованием новых. Желание избежать двух ошибок одновременно неизбежно склоняет индивидуальную стратегию в сторону эксплуатации привычного в ущерб исследованию. Предрассудки держатся тем дольше, чем они менее затратны и чем переход к эксплуатации новой связи затратнее.

Отказу от предрассудков, как и их возникновению, способствует сериальность событий, существующих до начала событий предубеждения и ожидания субъекта: если вы уверены, что ваш счастливый амулет работает, достаточно длинная серия игр может вас в этом разубедить, и наоборот: если вы не верили в амулет, серия игр может убедить вас в его действенности (если вы не ждёте баснословных выигрышей). Если в World of Warcraft вы купили у торговца-тролля в Шаттрат-Сити кольца и обереги, якобы приносящие удачу, и надели их, то у вас на некоторое время может сложиться весьма явное впечатление, что на убитых монстрах стало попадаться больше золота и редких предметов (интересно, что разработчики всячески намекают в сопроводительных текстах: тролль — шарлатан).

Авторы исследования подчёркивают, что описанный ими механизм обучения не исчерпывает все факторы, влияющие на формирование предрассудков; помимо ожиданий и пред-убеждений, на появление предрассудков могут влиять «когнитивные зубы мудрости» (в первую очередь у животных) — когда плохо адаптирующаяся реакция является «рудиментом» адаптивной реакции предков. Вы можете (пример наш) несколько лет удивляться, что ваш чау-чау на прогулке перед дефекацией странным образом крутится вокруг оси, проходящей через середину туловища, и относить это на счёт «инстинкта» или личной причуды. А затем — когда на улице будет лежать сорокасантиметровый слой снега — вы поймете, что животное крутится, чтобы вытоптать площадку (в Тибете, где сформировалась порода, глубокий снег лежит подолгу).

Для людей как существ с самой развитой психикой, согласно Эбботу и Шеррату, в предрассудках очень важны иллюзия контроля, дающая эффект плацебо (иногда очень мощный), и социальные связи, которые определяются предрассудками и зависят от них. Американский евангелический христианин, несмотря на все доказательства, будет яростно отрицать теорию эволюции, потому что отрицание даёт ему чувство уверенности в себе и поддерживает его социальный статус в значимом окружении. Выигрыш от смены убеждений неочевиден, одновременно с этим есть гарантированный проигрыш и вероятность катастрофического проигрыша — непопадания на небеса (информации о том, как лично Господь относится к дарвинизму, недостаточно); сериальный опыт другой стратегии (систематическое изучение теории эволюции) маловероятен, потому что он сам по себе подразумевает дорогостоящий отказ от предрассудка.

Тем не менее, так как предрассудки, согласно Эбботу и Шеррату, — часть способности учиться на опыте и строить предположения, теоретически человек с некоторыми предрассудками (но не подчинённый им полностью) внимательнее и обладает лучшими аналитическими способностями, чем человек совсем без предрассудков.

По материалам: science.compulenta.ru , insidescience.org , sciencedirect.com

_________________
З повагою, Андрій.

anomaly.pp.ua
ufology-news.com


09 червня 2011, 18:53
Профіль WWW
Показувати повідомлення за:  Сортувати за  
Відповісти   [ 1 повідомлення ] 

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 85 гостей


Ви не можете створювати нові теми у цьому форумі
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете додавати файли у цьому форумі

Вперед:  
 cron

При будь-якому використанні матеріалів сайту гіперпосилання на http://www.anomaly.pp.ua обов'язкове.

Зв'язок з адміністрацією сайту: admin[пошта]anomaly.pp.ua


Powered by phpBB © 2007 phpBB Group.

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов ufology-news.com